Зайдя практически в любой магазин, вероятно, вы найдете, плитки и отечественных и зарубежных производителей, однако, скорее всего вы не обнаружите иранской плитки. Однако именно на территории Ирана и Ирака впервые появилась керамическая плитка. Развитие керамической плитки происходило поэтапно.

 

Первый этап. Появление мозаичных узоров из кирпича и цветного камня.

иранская плитка фото

  На первых порах в отделки с помощью плитки были мозаичные узоры. Имеющие богатое воображение и творческий подход ремесленники умели воплощать идеи с помощью камня и кирпича, при этом получались узоры всевозможных форм которые достигали гармонии с окружающим пространством. Позже в этих произведениях стали появляться сюжеты, которые включали в себя изображения людей, животных, растений. Археология обнаружила мозаичные орнаменты на колоннах строения в Месопотамии. Эта находка относится к XIV-XI вв. до н.э. Найденные мозаики имели геометрические узоры, а сделаны они были из ракушек, цветного камня и слоновой кости. Поэтому принято считать, что именно в Иране впервые зародился данный вид искусства.

 

Второй этап – появление глазури на кирпиче.

 

 

 

    Благодаря археологии на территории Вавилона на месте разрушенных дворцов Ашура, были найдены первые глазурованные кирпичи. Наиболее известный образец раннего искусства керамической глазурованной плитки, которые применяли для украшения домашней утвари, является мозаичный ритон, который обнаружили при раскопках в Марлике. Обнаруженный сосуд имел два корпуса и один из них покрыт цветными кусочками камня. Эта находка известна как «Тысяча цветков». Что касается образцов ранних плиточных работ в архитектуре, то к этому можно отнести обнаруженный при раскопках на территории древних городов Сузы и Чоджа Замбил, необожженный и неглазурованный кирпич. Эти находки относят к концу второго тысячелетия до нашей эры. Спустя века стало широко распространяться применение цветной глазури (в основном бирюзовой) на украшенных кирпичах.

 

 

 

Третий этап – зарождение первой мозаичной плитки.

иранская плитка фото

   Уже к концу периода династии Ильханидов и к началу периода правления династии Тимуридов, искусство обработки плитки достигло значительного прогресса. В это время появляется мозаичный стиль, называемый – «морак». Сделанные с помощью техники того времени плиточные панели, были очень прочными и служили не один век. Разноцветные плитки резались на маленькие кусочки и раскладывались в соответствии с ранее определенным рисунком. После этого их заливали жидким раствором гипса (который служил и в качестве штукатурки), заполняя все щели и пустоты. После того как этот элемент высохнет, его поднимали и при помощи того же гипса крепили на стену здания. Возведенные здания во времена Тимуридов в Герате, Самарканде, и Бухаре были облицованы плиткой с помощью этой техники. Можно выделить из таких строений мечети Гохаршад, Молана, Джаме в Йезде, Джаме в Варамине, а также медресе Хана в Ширазе (1322-1615 гг.)

 

 

 

Четвертый этап – появление плитки «Семь Цветов»

 

   К началу времен правления Сафавидов появляется другой метод украшения плитки. Ряд причин послужили толчком к появлению так называемой плитки «Семь Цветов», применявшейся для украшения многих религиозных заведений которых было построено в большом количестве к тому времени. «Семь Цветов» набирала популярность по причине того, что она обходилась дешевле в производстве, для ее изготовления затрачивалось меньше времени и то, что ремесленники могли постоянно расширять набор узоров и рисунков ее укладки.

 

иранская плитка фото

 

   Процесс изготовления заключался в следующем: квадратные черепки складывались воедино, затем цветными глазурями выписывали необходимый рисунок или орнамент. После этого, каждая плитка обжигалась. После этого их опять собирали вместе уже с готовым рисунком. Арабские мотивы имели особую популярность. Этот вид отделки плиткой был популярен вплоть до конца периода правления Каджаров. К этому времени набор цветов увеличился и стал включать в себя желтый и ярко оранжевый.

 

Пятый этап – использование люстра.

 

   Люстр стал следующим важным типом отделки плиткой. Этот вид отделки пользовался спросом начиная с конца периода Сальджуков и развиваясь, достиг совершенства во времена Хорезмшахов и далее Ильханидов.

 

   Рисунки выкладки из люстровой плитки имели разную форму. Они покрывались люстровыми рисунками, на которых изображались люди, растения, животные и геометрические мотивы со всевозможными надписями – притчи, стихотворения или строки из Писаний которые относились к Пророку или другим религиозным деятелям.

 

Надписи на плитке – мокили.

 

  Дизайн, выполненный в технике мокили, включал в себя огромные надписи, которые в основном были на религиозных зданиях. Типичные примеры: мечеть Джаме и мечеть Хакима в Исфахане.

 

  Раз эти надписи были выполнены на религиозных зданиях, то и тематика этих надписей соответствующая: религиозные притчи, имена пророков, просьбы к Аллаху о благосклонности и т.д.

 

  Секреты такого искусства тщательно оберегались и передавались от отца к сыну в устной форме. Именно поэтому довольно редко встречются описания в найденных документах технических деталей и других тонкостей этого мастерства. В настоящее время есть всего лишь несколько полных исследований по развитию искусства связанной с иранской плиткой.

Поделись в соцсетях
.